ШВП или шарико-винтовую передачу принято называть лучшим решением в промышленности. Линейный привод на основе двух элементов, а именно вала и гайки, выполняет многие задачи, связанные с увеличением коэффициента полезного действия. При этом КПД шарико-винтовой передачи может достигать 90%.
Такие изделия давно стали нормой для сложных станков с ЧПУ, промышленных 3D-принтеров и многих других устройств. Однако работа ШВП связана с определенными особенностями, которые также нужно учитывать.
Принцип работы ШВП
В основе шарико-винтовой передачи лежит всего два конструкционных элемента. Мы говорим о стальном вале с резьбой, а также гайке. При этом шарики также выполняют немаловажную роль – направляют конструкцию в нужную сторону. Интересно, что решить проблему с трением удалось очень просто: шарики находятся внутри конструкции, но они не катятся, а буквально скользят. Отсюда мы и получаем увеличенный КПД вплоть до 90%, чем не могут похвастаться никакие другие линейные приводы.
Нужно отметить, что шарики выполняют из прочной стали, а сама конструкция построена таким образом, чтобы выдерживать любые нагрузки. Причем ШВП опережает по КПД ходовые винты и способна работать с более сложным оборудованием.
Разумеется, у этого линейного привода есть свои особенности и недостатки. Например, шарикам необходима постоянная и качественная смазка. Если упустить момент смазки или допустить загрязнение, то ШВП может выйти из строя. Кроме того, неправильный выбор смазки будет приводить к уменьшению трения, а иногда и образованию коррозии.
Работает передача достаточно просто:
«На рабочем винте находятся канавки, предназначенные для скольжения шариков. Они циркулируют в закрытой и смазанной системе, поэтому создаются оптимальные условия и минимальные показатели трения».
В зависимости от типа системы, шарики могут циркулировать по-разному:
1. Внутренняя система – речь идет о возврате шариков по кругу внутри резьбы. Также существуют передачи, в которых используются канавки для движения стальных шариков из одной части передачи в другую.
2. Внешняя система – в данном случае шарики перемещаются к одному концу, после чего возвращаются по специальной трубке.
Стоит отметить, что сейчас на рынке промышленного оборудования появляются и более сложные модификации. Они могут работать на максимально плавном ходу и высоких скоростях. При этом не так сильно подвержены износу.
Обратите внимание, что все изделия принято разделять по типу резьбы. Например, катанная резьба считается не самой дорогой, так как используется «холодная» технология накатки металла. Такие ШВП являются наиболее дешевыми, но и отличаются не лучшей плавностью хода.
Наиболее качественными можно считать ШВП с резьбой прецизионной накатки. Поверхность будет идеально гладкой, ровной и шлифованной. Но и стоят такие модификации линейного привода намного дороже.
Сегодня сфера применения ШВП не ограничена только станками с ЧПУ. Компания «Иннер» производит линейные передачи для работы в химической и нефтяной промышленности, строительстве и пищевом оборудовании.